Миф СМК: термин «бизнес-процесс». Часть вторая.

Рассмотрим теперь кратко термин «бизнес»: «Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») — деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды».

Думаю, что дополнительных разъяснений термина «бизнес» не требуется.

Осталось сделать последний шаг – попытаться совместить два определения (терминов «процесс СМК» и «бизнес») в единое определение термина «бизнес-процесс».

А вот тут-то и начинают возникать трудности. Попробуем кратко обозначить эти трудности.

1) В обоих случаях мы имеем дело с «любой деятельностью, выполняемой в организации».

2) В обоих случаях выделенная нами деятельность не является абсолютно обособленной и независимой, т.е. жизнь организации – это одновременное выполнение нескольких видов деятельности. Так, выделение некоторой деятельности в виде процесса СМК происходит именно после того, как мы понимаем взаимосвязь этой деятельности (теперь уже процесса СМК) со всеми остальными видами деятельности организации. Мало того – мы понимаем, какие выгоды может принести организации улучшение данного процесса СМК! Но в свою очередь и бизнес (наверное почти все его виды) не является простым выполнением одного вида деятельности. Любая, пусть и совсем маленькая организация, имеет в своём составе несколько необходимых и достаточных функций для своей жизнедеятельности. Например, для любого магазина продажа товара является его главной функцией. Но разве в любом магазине нет других видов деятельности? Это погрузочно-разгрузочные работы, уборка помещений, поддержание инфраструктуры (своевременный ремонт помещений и коммуникаций), хранение материальных ценностей, финансовая система и т.д.

3) А что если привлечь к рассмотрению этого вопроса принцип Бритвы Оккама? Небольшая справка из Википедии: «Бритва О́ккама» (иногда «лезвие Оккама», лат. lex parsimoniae) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285-1349). В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. В современном понимании принцип Бритвы Оккама состоит в следующем: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, при прочих равных условиях следует считать верным первое объяснение, то есть сущность D — лишняя, и её привлечение избыточно. При этом важное уточнение заключается в том, что «Бритва Оккама» — не аксиома, а презумпция, то есть она не запрещает более сложные объяснения в принципе, а лишь рекомендует порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является оптимальным».

С точки зрения этого принципа создание термина «бизнес-процесс» очень смахивает на «привлечение новой сущности без крайней на то необходимости».

Попробуем сделать хоть какие-нибудь выводы.

Вывод 1. Выделение отдельных видов деятельности (провозглашение их «главными» «ключевыми» и т.п.) может проводиться только на основе чётких, ясных критериев!

Вывод 2. Особое внимание, которое будет уделено выделенной деятельности, должно приносить пользу всей организации в целом! А такое возможно только на основе чёткого понимания системных свойств конкретной организации, т.е. понимания основных взаимосвязей протекающих в организации процессов.

Вывод 3. Пожалуй, не стоит изобретать новые термины («бизнес-процесс», «мета-процесс» и т.п.) без крайней, т.е. абсолютно обоснованной на то необходимости! Хочу привести небольшой пример из своей практики. Руководители процессов при анализе своей деятельности каждый раз делали одну и ту же «ошибку» — относили работу с персоналом то к корректирующим, то к предупреждающим действиям.

И тут уместны два вопроса:

1) действительно ли это ошибка руководителя процесса?
2) каким видом деятельности (корректирующим или предупреждающим) является работа с персоналом?

Попробуем ответить:
1) работа с персоналом НЕ является не корректирующими не предупреждающими действиями.
2) руководители процессов, проводившие анализ своей деятельности и вынужденные рассматривать в этом анализе работу с персоналом, понимали предыдущий вывод и, как следствие, старались «втиснуть» эту деятельность (работу с персоналом) в имеющиеся термины и определения. Результатом этих дебатов явилось то, что в организации был создан и узаконен (во внутренних нормативных документах компании) следующий термин:

«Работа с персоналом – текущие мероприятия, направленные на поддержание теоретических знаний и практических навыков при выполнении должностных обязанностей. Цель работы с персоналом: поддержание уровня качества выполняемой работы. Пример: инструктажи производственного персонала по технологии; проверка качества выполнения технологических операций; инструктажи персонала по управлению документацией.

Примечания:

1 Работа с персоналом не может быть отнесена к корректирующим действиям, т.к. не устраняет причину допущенного несоответствия, т.е. не устраняет влияние человеческого фактора и, как следствие, не устраняет возможность повторения несоответствия.
2 Работа с персоналом не может быть отнесена к предупреждающим действиям, т.к. не устраняет причину потенциальных несоответствий.
3 Обучение персонала новым теоретическим знаниям и практическим навыкам (овладение новыми прогрессивными приёмами труда) – рассматриваются индивидуально с точки зрения их классификации и не включаются в понятие «работа с персоналом».
С появлением этого термина большое число вопросов в компании было просто снято.

Подведём итог. Термин «бизнес-процесс» не является необходимым при создании системы менеджмента качества и, как следствие, способен только запутать людей.

P.S. Доказать несостоятельность термина «бизнес-процесс» можно более строго с привлечением понятий формальной логики. А вот надо ли это делать на страницах моего сайта? Время покажет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите числа на арабском (0,1,2,3 и т.д.) *