Продолжение. Пункт стандарта 4.3

Организация должна установить (определить) границы и сферы деятельности, на которые распространяется система менеджмента качества, чтобы установить область ее применения.

При установлении (определении) области применения организация должна рассмотреть:

a) внешние и внутренние факторы (обстоятельства), указанные в 4.1;

b) требования соответствующих заинтересованных сторон, указанные в 4.2;

c) продукцию и услуги организации.

Организация должна применять все требования настоящего международного стандарта, если они применимы в рамках установленной области применения ее системы менеджмента качества.

Информация об области применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться и применяться в виде документированной информации. Область применения должна устанавливать охватываемые виды продукции и услуг, а также включать обоснование в отношении всех тех требований настоящего международного стандарта, которые организация определила как неприменимые к области применения ее системы менеджмента качества.

Заявление о соответствии настоящему международному стандарту может быть сделано только тогда, когда требования, которые определены организацией как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие ее продукции и услуг и повышать степень удовлетворенности потребителей.   

Так о чём говорит данный пункт стандарта:

1) Организация устанавливает границы и сферы деятельности, на которые распространяется система менеджмента качества. А что означают термины «границы» и «сферы деятельности»? Предположим, что ваша компания занимается несколькими видами деятельности – выпускает силикатный кирпич и карамель «подушечки». Так вот вы (компания) в праве решать какая деятельность будет организовываться и вестись по требованиям стандарта, а какая «останется за бортом СМК». Соответственно следующим шагом вы (компания) определяете перечень структурных подразделений, которые будут «жить по законам СМК». Установленные таким образом границы и сферы деятельности определят область применения системы менеджмента качества. Можно выразить это следующей формулой:

 

граница охватывающая все структурные подразделения, работающие по системе менеджмента качества + чёткий перечень видов деятельности организации, которые выполняются по требованиям стандарта = область применения системы менеджмента качества

2) «При установлении (определении) области применения организация должна» учесть всю информацию, полученную при выполнении требований стандарта по пунктам 4.1 и 4.2. Кроме этого не забудьте рассмотреть и продукцию/услуги, создаваемые вашей компанией.

3) «Область применения должна …………… включать обоснование в отношении всех тех требований настоящего международного стандарта, которые организация определила как неприменимые к области применения ее системы менеджмента качества». Одним словом компания должна обосновать исключения из требований стандарта. Ничего нового по сравнению с версией 2008 года. Хотя есть одна тонкость – теперь исключение можно сделать из любого раздела стандарта. Раньше (версия 2008 года) можно было сделать исключение только из раздела №7. Пусть подобная «демократичность» стандарта не вводит тебя, уважаемый читатель, в заблуждение: как, например, тебе удастся «обосновать» отказ от управления документацией? …и тому подобные «исключения». Короче – вспоминаем версию 2008 года и все исключения в своей СМК оставляем прежними. Они – исключения – подтвердили свою правильность временем, продукцией поставленной потребителям и, конечно же, внешними аудитами сертифицирующего органа.

4) Обратите внимание на следующую фразу в пункте 4.3: «Информация об области применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться и применяться в виде документированной информации». Это значит, что информация об области применения должна содержаться в каком-то документе СМК. В каком? Думаю, читатель готов за меня закончить этот абзац, т.к. уже догадался, что я посоветую вынести её — информацию об области применения СМК — в Руководство по качеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите числа на арабском (0,1,2,3 и т.д.) *