Июн 28

5.3 Обязанности, ответственность и полномочия в организации

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы для лиц, выполняющих соответствующие обязанности, были установлены их ответственность и полномочия, а также чтобы эти ответственность и полномочия были доведены до сведения соответствующих сотрудников организации и поняты ими.

Высшее руководство должно установить ответственность

a) за обеспечение соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего международного стандарта,

b) за получение процессами намеченных результатов,

Продолжение
Июн 19

5.2 Политика 5.2.1 Разработка политики в области качества

Высшее руководство должно разработать политику в области качества, которая должна:

a) соответствовать намерениям организации и её контексту (условиям, в которых она функционирует) и поддерживать стратегию её развития;

b) создавать основу для установления целей в области качества;

c) включать обязательство соответствовать применимым требованиям;

d) включать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества, обеспечить реализацию этой политики и поддерживать ее в актуальном состоянии.

5.2.2 Доведение политики в области качества

Политика в области качества должна:

a) быть разработанной, поддерживаться в актуальном состоянии, применяться и быть доступной в виде документированной информации;

b) быть доведена до сведения сотрудников организации, понята ими и реализовываться внутри организации; 

c) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон.

Практические рекомендации.

1) Так что же представляет из себя Политика в области качества конкретной Организации? Попробуем дать этому документу определение: Политика в области качества представляет собой декларативный документ, утверждённый высшим руководством Организации и провозглашающий от имени последнего базовые (основные) принципы существования данной Организации в применении ко всем заинтересованным сторонам и главным функциональным направлениям её деятельности. Это значит, что руководство во всеуслышание огласило на чём (каких принципах) ведётся деятельность Организации по отношению ко всем заинтересованным сторонам (потребителям, поставщикам, собственному персоналу, обществу и т.д.), а также принципы реализации главных функций (снабжение, планирование, производство, сбыт и т.д.) необходимых для деятельности.

Теперь о том какие требования должны быть выполнены по отношению к Политике в области качества конкретной Организации.

2) Политика в области качества Организации должна быть разработана и утверждена высшим руководством в виде документа. Обратите внимание, что в соответствии со стандартом Политика является обязательным документом. При этом в самой Политике должны найти отражение все требования пункта 5.2.1 А именно:

Политика должна соответствовать намерениям организации и … условиям, в которых она функционирует;

Политика должна поддерживать стратегию её развития, т.е. принципы не должны противоречить главному направлению развития Организации;

Политика должна создавать основу для установления целей в области качества. Попросту говоря принципы в ней описанные должны позволять (как минимум не противоречить!) ставить конкретные цели и добиваться их достижения;

Высшее руководство в Политике должно провозгласить обязательство соответствовать применимым требованиям, т.е. выполнить все требования стандарта и других НД, которые касаются деятельности Организации и производимых ею продукции и/или услуг;

Высшее руководство в Политике должно провозгласить обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества, обеспечить реализацию этой политики и поддерживать ее в актуальном состоянии. Как вы понимаете это опять декларативное заявление, которое в дальнейшем должно превратиться в ряд конкретных дел по улучшению всей деятельности Организации.

3) После того как Политика Организации получила утверждение со стороны высшего руководства, этот документ должна быть взят под управление соответствующим структурным подразделением (скорее всего это будет отдел управления качеством или аналогичная служба в данной Организации) и «зажить своей жизнью». Хочу только особо подчеркнуть, что абзац а) пункта 5.2.2 стандарта говорит об обязательной актуализации Политики в области качества. Т.е. через запланированные промежутки времени необходимо будет провести анализ Политики и при необходимости(!) провести её актуализацию. И ещё: не забудьте довести Политику до персонала Организации под роспись, а также разместить её на открытых ресурсах (электронных, печатных и др.) для доступа к ней соответствующих заинтересованных сторон.

Продолжение следует

Июн 18

5.1.2 Ориентация на потребителей

Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство в вопросах ориентации на потребителей и приверженность этому посредством обеспечения того, что:

a) требования потребителей, а также применимые к выпускаемой продукции и предоставляемым услугам законодательные и нормативные правовые требования выявлены, поняты и постоянно выполняются;

Июн 15

5. Лидерство 5.1 Лидерство и приверженность 5.1.1 Общие положения

  1. возложения на себя ответственности за результативность системы менеджмента качества;     
  2. обеспечения того, чтобы в рамках системы менеджмента качества были установлены политика и цели в области качества и чтобы они были согласованы с ее контекстом (условиями, в которых функционирует организация) и со стратегией развития организации;  
  3. обеспечения того, чтобы требования системы менеджмента качества были интегрированы в бизнес-процессы организации;
  4. поддержки (развития, расширения) применения процессного подхода и рискориентированного мышления;
  5. обеспечения наличия ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;
  6. распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;
  7. обеспечения того, чтобы система менеджмента качества получала свои намеченные результаты;    
  8. вовлечения сотрудников в деятельность по обеспечению результативности системы менеджмента качества, руководства этой деятельностью и ее поддержки;
  9. поддержки улучшений;
  10. поддержки соответствующих должностных лиц в демонстрации ими лидерства в их зоне ответственности.
Продолжение
Авг 21

Продолжение. Пункт стандарта 4.4 (4.4.2)

4.4.2 В том виде и объеме, в котором это необходимо, организация должна:

a) разрабатывать, поддерживать в актуальном состоянии и применять документированную информацию для обеспечения функционирования ее процессов;

b) фиксировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что процессы осуществляются так, как было запланировано.

Продолжение

Авг 02

Продолжение. Пункт стандарта 4.4 (4.4.1)

4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, обеспечить функционирование и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействие, в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.

Организация должна установить (определить) процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение внутри организации, а также: Продолжение

Июл 29

Продолжение. Пункт стандарта 4.3

Организация должна установить (определить) границы и сферы деятельности, на которые распространяется система менеджмента качества, чтобы установить область ее применения.

При установлении (определении) области применения организация должна рассмотреть: Продолжение

Июл 25

Продолжение. Пункт стандарта 4.2

            4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

С учетом того влияния, которое оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, которые соответствуют требованиям потребителя, а также применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна установить (определить):

  1. заинтересованные стороны, которые имеют отношение к системе менеджмента качества;
  2. требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.

Продолжение

Июл 19

Приступаем к рассмотрению требований стандарта и возможностей его практической реализации в организации.

4 Контекст организации (условия, в которых функционирует организация)

4.1 Понимание организации и ее контекста (условий, в которых она функционирует)

Организация должна установить (определить) внешние и внутренние факторы (обстоятельства), которые имеют отношение к ее намерениям и стратегии развития и которые влияют на ее способность достигать намеченных результатов ее системы менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации, относящейся к этим внешним и внутренним факторам (обстоятельствам). Продолжение

Мар 27

Некоторые наиболее общие соображения (окончание)

Продолжим рассмотрение Приложения А. На очереди важный раздел А.6 Повторим тактический приём с рассмотрением по абзацам.

 А.6 Документированная информация

В качестве части связи со стандартами на другие системы менеджмента был без каких-либо существенных изменений или дополнений принят общий раздел «Документированная информация» (см. 7.5). Где это было возможным, текст в настоящем международном стандарте был построен в соответствии с этими требованиями. Соответственно, понятие «документированная информация» используется во всех требованиях, относящихся к документам. Продолжение