Вопрос №1

На фоне анализа несоответствий за несколько лет было выявлено, что основная часть несоответствий касается п. 4.2.4 ISO 9001:2008 «Управление записями». В связи с этим два вопроса:

1) Целесообразно ли включать в категорию записей все виды документов (журналы, акты, протоколы и т.п.), которые ведутся при  выполнении разных видов работ или достаточно включить в эту категорию только то, что идёт в паспорт изделия (так называемые данные о качестве изготовленной продукции)?

2) Возможно ли в принципе изменение записей?

Заранее благодарю за ответ.

  Ответ.

Давайте разберёмся с «видами записей» – преднамеренно взял это словосочетание в кавычки, т.к. именно Вы предложили следующую классификацию записей: 1) записи, которые содержат данные о качестве изготовленной продукции; 2) все записи, которые, так или иначе, свидетельствуют о выполнении разных видов деятельности. Надеюсь, я правильно понял Вашу мысль.

Думаю, что с записями первого типа – данные о качестве изготовленной продукции – двух мнений быть не может. Иметь документальное подтверждение качества выпущенной продукции просто жизненно необходимо для любого предприятия.

Теперь по поводу записей второго типа. А как вообще можно увидеть, подтвердить (можете сами добавить необходимых глаголов) что деятельность (выполняемая работа) соответствует заданным условиям – технологии, инструкциям, регламентам и т.д.? Если хотите вести деятельность в управляемых условиях – от этого никуда не деться (имею в виду ведение записей второго типа). Вопрос о необходимом и достаточном количестве записей – можно решить только на месте и только своей «коллективной» головой. Можно предложить примерно следующий план действий по этому вопросу:

1) Составьте полный перечень записей второго типа (можно по этапам –  например, по подразделениям) с кратким содержанием – о чём свидетельствует данная запись.

2) Проведите анализ всех записей второго типа на предмет: необходимости и достаточности; повторяемости; дальнейшего использования информации, содержащейся в каждой записи.

3) По результатам анализа откажитесь от дублирующих, малосодержательных и просто никчёмных записей. Оставшиеся записи и будут теми «контрольными точками», которые свидетельствуют, что деятельность была выполнена в рамках установленных правил. Думаю, что Вы сами захотите эти оставшиеся записи второго типа упорядочить и вести.

По поводу второго вопроса – возможно ли в принципе изменение записей? Ответ очень простой и однозначный – НЕТ. Ваш вопрос, по всей видимости, связан с путаницей двух понятий: «записи по качеству» и «данные по качеству». Хотя надо чётко зафиксировать, что термин «данные по качеству» не является «законным» термином стандартов ISO серии 9000. Но при этом он (термин) имеет широкое распространение в литературе по СМК и значит надо его достаточно чётко определить. Рассмотрим для этого простенький пример:

№п/п Дата Технологический выход

готовой продукции (г/п)

Цеха №7

1. 01 июля 2015г. 83,6%
2. 02 июля 2015г. 79,9%
3. 03 июля 2015г. 85,1%
Средний уровень выхода г/п: 82,9%

Это данные об уровне технологического выхода годной продукции за первые три дня работы цеха №7.

 

№п/п Дата Технологический выход

готовой продукции (г/п)

Цеха №7

1. 01 июля 2015г. 83,6%
2. 02 июля 2015г. 79,9%
3. 03 июля 2015г. 85,1%
4. 06 июля 2015г. 95,1%
5. 07 июля 2015г. 94,9%
6. 08 июля 2015г. 95,7%
7. 09 июля 2015г. 95,0%
8. 10 июля 2015г. 95,5%
Средний уровень выхода г/п: 90,6%

А это данные об уровне технологического выхода годной продукции за восемь дней работы того же цеха №7. Что изменилось? Почему среднее выросло? Отвечать на эти вопросы даже не собираюсь, чтобы не дай Бог не обидеть всех читающих эти строки. Главное: обратите внимание, что результаты работы цеха за первые три дня месяца никак не изменились. По другому говоря сами записи по качеству не изменились, а вот в контексте новых записей общая картина поменялась.

На основании выше изложенного попробую сформулировать некоторые выводы:

1) Запись по качеству – это особый вид документа, который содержит свидетельства выполненной работы или описание достигнутого (полученного) результата. Именно записи по качеству позволяют проследить выполнение деятельности и её соответствие установленным требованиям (правилам), т.е. наличие системности деятельности.

2) Записи по качеству не при каких обстоятельствах не могут быть изменены. Именно в этом заключается «особость» этих документов. Преднамеренное изменение записей по качеству является умышленной фальсификацией.

3) Виды и количество записей по качеству, кроме требуемых стандартом ISO 9001:2008, организация определяет сама, исходя из своих потребностей. Можно дать лишь общие рекомендации по вопросу выбора записей по качеству (см. выше).

4) Данные по качеству – это результат обработки записей по качеству. В зависимости от привлекаемых к обработке записей и целей анализа, данные по качеству могут различаться.

На этом до свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите числа на арабском (0,1,2,3 и т.д.) *