Метафизика систем качества

Во-первых, хочу сразу пояснить, откуда появилась эта статья. Примерно 1,5-2 года назад я первый раз прочитал на работе своим подчинённым небольшую лекцию с одноимённым названием. Как не удивительно, но лекция была воспринята очень хорошо – попросту говоря все, всё поняли и краткое резюме гласило примерно следующее: «теперь стала понятна сущность систем качества, их устройство и зачем они нужны». Теперь по поводу настоящей статьи. Несмотря на то, что сайт мой остаётся полупустым, на него заходят посетители и читают то немногое, чем он наполнен. Тем удивительней, что один из таких читателей стал моим постоянным …даже не знаю как правильно сказать. Наверное, самое правильное определение будет таким: два специалиста нашли друг друга в необъятном интернет-пространстве и с взаимной пользой и удовольствием общаются по вопросам своей специальности. Так вот именно в разговоре со своим коллегой я затронул вопрос «сущности систем качества», а в ответ на его заинтересованность пообещал опубликовать эту небольшую статью. За мной, читатель! Смело вступим в бой с необыкновенно сложными вопросами метафизики систем качества! …а как иначе я смогу показать свою большую учёность )))

Прежде всего, давайте определимся с терминами – попросту говоря, договоримся о том, «что есть что». Итак:

Метафизика – предельные основания. Да, мой читатель, вот такое очень простое, но, по сути, правильное определение! Всем желающим я предоставляю возможность исследовать вопрос о том, что значит термин «метафизика»?  Буду искренне признателен всем, кто поделится результатами своих исследований. Но особенно буду признателен тому, кто даст ещё более краткое, точное и ёмкое определение данному термину.

Если читатель этих строк даст себе немного труда, то он увидит эти самые «предельные основания» во всём, что его окружает. Но, пожалуй, самое удивительное увидеть «предельные основания» в своей жизни. Хотим мы того или не хотим, но в жизни каждого из нас есть принципы на которых мы и строим всю нашу жизнь. Ну и чем, по вашему, не предельные основания?

Пожалуй, пора переходить к другому не менее важному термину.

Система (от др. греч.) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство и организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей.

Кратко отметим для себя важные моменты в определении термина «система»: 1) система состоит из элементов; 2) элементы взаимодействуют между собой; 3) всю элементы «трудятся» на единый результат.

Ещё один очень важный момент для любой системы – это направление (вектор) её развития. Посмотрите на любую систему – например жизнь отдельного человека или многовековая история великой империи. Как всё происходит? …зарождение, развитие, пик мощи и возможностей, а потом ослабление, увядание, старение. Думаю, читатель мою мысль понял. Ведь, пожалуй, каждый из нас хочет, чтобы его дети были лучше, чем он сам и жили лучше, чем мы. А может быть, скажем просто: система должна развиваться в сторону улучшения. Ничего не напоминает? Имею в виду ISO 9001:2008.

Если предыдущие рассуждения не вызвали никаких принципиальных возражений, то пора перейти к тем самым «предельным основаниям» систем качества. Так что же (какие принципиальные моменты) являются наиболее важными при создании и функционировании систем качества? На мой взгляд, таких принципиальных моментов всего три:

I. Каждый элемент системы должен работать правильно. Действительно, в машине не работает «всего лишь» карбюратор, а такая прекрасная машина, почему то не едет…

II. Взаимодействие между элементами должно быть правильно налажено. Всё в нашей машине работает, вот только запаздывает зажигание и машина опять почему то не едет… Обратите внимание, что все элементы по отдельности работают правильно и речь, в данном случае, о правильном взаимодействии элементов.

III. Система должна постоянно развиваться в сторону улучшения своих количественных и качественных показателей.

Ну вот, пожалуй, и все предельные основания необходимые для построения системы качества.

Вдумчивый читатель спросит: «Ну и как эти общие рассуждения могут помочь специалисту занятому построением на производстве реальной системы управления качеством?». А действительно – как? Давайте ещё раз пройдёмся по каждому принципу, но только чуть подробней.

I. Каждый элемент системы должен работать правильно.

А «что» является элементом системы качества? Ответ: человек. А что нужно, чтобы каждый человек (элемент системы) работал правильно? Для этого каждый человек должен:

1) обладать необходимыми теоретическими знаниями;

2) обладать необходимыми практическими навыками;

3) быть обеспечен всей необходимой инфраструктурой;

4) быть обеспечен методически для выполнения всех закреплённых за ним видов деятельности, т.е. элементарно знать, что и как он должен делать;

5) быть мотивирован на выполнение своей деятельности (просто знать «за что» он работает и хотеть работать).

А как всё это выстроить? Да очень просто – в полном соответствии с полным управленческим циклом. Причём обратите внимание: выстраивать в соответствии с полным управленческим циклом надо каждый из пяти приведённых выше пунктов! Если вы это сделаете, то у вас в организации появятся следующие подсистемы:

1) подсистема обучения и/или поддержания теоретических знаний сотрудников;

2) подсистема обучения и/или поддержания практических навыков сотрудников;

3) несколько подсистем обеспечения всеми элементами инфраструктуры: здания и сооружения; связь; автотранспорт; технологическое оборудование. А также подсистема обеспечения расходными материалами и комплектующими;

4) несколько подсистем обеспечения методическими материалами (т.е. методиками отвечающими на вопрос как выполнять ту или иную деятельность): должностные инструкции и положения о структурных подразделениях (отвечают на вопросы кто и что делает); процедуры/инструкции (отвечают на вопросы как выполняется конкретная деятельность) и так далее;

5) подсистема мотивации сотрудников. Обратите внимание, что мотивация может быть не только материальной, но и не материальной. Последняя тоже очень важна, т.к. решает огромное количество проблем/вопросов в психологической и даже духовной сфере жизни человека.

II. Взаимодействие между элементами должно быть правильно налажено.

Вот тут мы натыкаемся на проблему оргструктуры. Именно организационная структура конкретного предприятия отвечает на все вопросы кто и что делает. К огромному моему сожалению ещё не встречал хоть одного специалиста по СМК, который мог бы связано ответить на базовые вопросы по оргструктуре. В этой краткой статье не буду даже пытаться излагать основы оргдизайна. Выскажу крамольную мысль: при хорошо выстроенной оргструктуре построение системы менеджмента качества дело считанных дней.

III. Система должна постоянно развиваться в сторону улучшения своих количественных и качественных показателей.

Для этого должна быть выстроена подсистема, которая позволяет: 1) собирать реальную информацию о состоянии дел в организации; 2) анализировать текущее состояние дел в организации (анализ должен вестись, как минимуму, по нескольким крупным направлениям); 3) по результатам анализа определять наиболее «узкие» места в деятельности организации и разрабатывать мероприятия по улучшению; 4) вести контроль за выполнением и результативностью запланированных мероприятий. А разве все системы аудита (внутреннего/внешнего) не на это направлены?

Кажется, пора подводить итоги. И так:

I. Качеством конечного продукта можно управлять единственным способом – управляя качеством труда каждого (индивидуального) работника и всех вместе (совокупного работника).

II. Каждый сотрудник должен работать правильно. Причём он должен делать правильно свою работу с первого раза.

III. Взаимодействие (совместная работа) должно происходить правильно.

IV. Необходимо постоянно стремиться к лучшему, но не только на словах, но и в своих практических делах.

Жаль, если обманул чьи-то ожидания и человек не смог насладиться во истину философскими изысканиями на тему качества )))

На этом пока всё. Хотя прекрасно отдаю себе отчёт, что у вдумчивого читателя после прочтения появится уйма вопросов. Ну что же – это очень хорошо. Может быть, он сам захочет во всём разобраться, а может быть напишет мне, и мы попробуем сделать это вместе. В любом случае до свидания. И всего наилучшего в качестве и просто в жизни.

One thought on “Метафизика систем качества

  1. Спасибо Вам за очень интересную и полезную статью. Она полностью оправдала название Вашего сайта «СМК — это просто!». Желаю дальнейших успехов в Вашей работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Напишите числа на арабском (0,1,2,3 и т.д.) *