Вопрос №4. Ответ (окончание)

Пора переходить к главному – к процессному подходу по стандарту ИСО 9001:2008. А для этого предлагаю кратко сформулировать результат наших исследований.

  1. Процесс – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, выполнение которых приводит к получению запланированного результата.
  2. Процесс обладает следующими свойствами:
  • наличие входов в процесс;
  • установленный порядок (методология) выполнения процесса;
  • процесс потребляет ресурсы;
  • управляемость. Управление процессом происходит по петле обратной связи между управляющей подсистемой и всей остальной частью системы;
  • наличие выходов из процесса;
  • процесс имеет взаимосвязи с другими процессами;
  • цикличность, т.е. повторяемость процесса.

Ну, вот и всё. Вот только где здесь «процесс СМК» да и вообще «процессный подход»? …кажется, мы что то упустили. Действительно упустили. Предлагаю ещё раз внимательно прочитать пункт 4.1 стандарта ИСО 9001:2008

4.1 Общие требования

Организация должна создать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и  постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями данного международного стандарта.

Организация должна:

  • установить (определить) процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в организации (см. 1.2);
  • установить последовательность этих процессов и их взаимодействие;
  • установить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
  • обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки осуществления этих процессов и их мониторинга;
  • осуществлять мониторинг, измерять (где это возможно) и анализировать эти процессы, а также
  • предпринимать действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Менеджмент этих процессов должен осуществляться организацией в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.

Если организация решает передать осуществление каких-либо процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, сторонней организации, она должна обеспечить, чтобы осуществлялось управление такими процессами. Вид и объем (глубина) управления, которые должны применяться к этим аутсорсинговым процессам, должны быть установлены (определены) в рамках системы менеджмента качества.

Примечание 1. Упомянутые выше процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают процессы, необходимые для деятельности руководства, предоставления ресурсов, создания продукции, а также для проведения измерений, анализов и улучшения.

Примечание 2. «Аутсорсинговые процессы» – это такие процессы, которые необходимы организации для ее системы менеджмента качества и для осуществления которых она выбрала внешнюю по отношению к себе сторону.

Примечание 3. Обеспечение управления аутсорсинговыми процессами не освобождает организацию от ответственности за обеспечение соответствия всем требованиям потребителя, а также всем законодательным и нормативным требованиям. Вид и объем управления, которые должны применяться к аутсорсинговым процессам, могут зависеть от таких факторов, как:

  • потенциальное влияние аутсорсингового процесса на способность организации поставлять продукцию, соответствующую требованиям;
  • объем переданного аутсорсеру управления процессом;
  • способность обеспечить необходимое управление на основе применения требований раздела 7.4.

Увидели? Да вот же он «золотой ключик»: «предпринимать действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов». Да, уважаемый читатель, именно эта столь неприметная фраза и отличает процесс СМК от любого другого вида деятельности, выполняемой в организации. НЕТ никаких других критериев для выбора процессов СМК кроме одного – процесс СМК это деятельность, которую можно и нужно постоянно улучшать. Вот и весь процессный подход. Вы считаете по-другому? Готов выслушать Ваши аргументы и, при необходимости, поспорить.

Осталось ответить на вторую часть первоначального вопроса – как выделить в организации необходимые процессы СМК. Думаю, моему уважаемому читателю не составит труда самому ответить на этот вопрос. Правильно – отберите в своей организации виды деятельности, которые можно и нужно постоянно улучшать и занимайтесь их постоянным (непрерывным) улучшением. Заметьте: у нас получилась самая что ни наесть классическая тройка:

Принцип: процессом СМК является деятельность, которая постоянно (непрерывно) совершенствуется.

Методическое указание: необходимо выбрать в организации те виды деятельности, которые можно и нужно постоянно улучшать.

Методика выбора процессов СМК в организации: а вот тут я скромно промолчу. Сказано вполне достаточно, чтобы на основе этого создать пошаговую методику выбора процессов СМК в организации. И заметь, уважаемый читатель, эта методика получится универсальной, т.е. применимой для любой организации.

Именно такая тройка – основополагающий принцип; вытекающее из него методическое указание; подробная методика, построенная на основе методического указания и реализующая на практике основополагающий принцип – является залогом практичности нового дела. Именно об этой триаде – я в этом уверен – говорил Альберт Энштейн: «Нет ничего практичней хорошей теории». Полностью согласен с великим физиком. Но ещё раз подчеркну: от принципа через методику к практике. И никак иначе! …если Вы, конечно собрались заниматься делом, а не марать бумагу или дурить людям головы.

Вот и всё о процессах СМК и процессном подходе. Жду Ваших вопросов, замечаний, предложений.

Вместо заключения

Люди взыскуют сложности. Кому приятно признаться, что ты занимаешься очень простыми вещами? Никому. К сожалению многие просто путают примитивное и простое, не видя в последнем ни красоты, ни не фундаментальности. Действительно – разве может быть простое сложным? Ведь оно простое!

Много лет назад я прочитал такую мысль, принадлежащую создателю знаменитого пистолета ТТ (Тульский Токарева) Фёдору Васильевичу Токареву: «Сделать сложно – это просто, а вот сделать просто – это сложно». Эта мысль поразила меня словно гром среди ясного неба! И, заметьте, как справедлива эта мысль в отношении всех великих творений человеческого гения. Любое гениальное творение великолепно именно в своей гениальной простоте!

Всё ещё не убедил, что простое и является самым сложным? Так ведь процессный подход можно применить и лично к себе. А вот называться это будет личным и непрерывным самосовершенствованием. Ну и много людей способны на это? …совершенствоваться непрерывно, каждую секунду своего бытия. Вот только не надо мне рассказывать о занятости, хотелках, недостатке свободного времени и тому подобных «отмазках». Таких людей чрезвычайно мало, но именно они и являются мастерами своего дела, достигая вершин духа и творчества. А теперь представь себе, уважаемый читатель, на сколько сложней создать и поддерживать это непрерывное совершенствование в целом коллективе людей! Тот, кто попробует это сделать – увидит, что процессный подход не новомодная игрушка, а тяжкий крест. И только вложив в это всю душу, обретя единомышленников и сподвижников появляется призрачная надежда реализовать этот самый процессный подход в жизни целой организации.

На этом, пожалуй, закончу свой ответ на вопрос о процессном подходе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Напишите числа на арабском (0,1,2,3 и т.д.) *