Пожалуй, наибольшие затруднения вызывают у начинающего специалиста по качеству два вопроса: 1) что такое процесс СМК?; 2) как выделить в организации необходимые процессы СМК?
А что по этому поводу думаете Вы?
Заранее благодарю за ответ
Ответ (часть 1)
Давайте попробуем вместе разобраться в поставленном вопросе. А для этого предлагаю обратить внимание на две немаловажные детали.
Деталь первая.
Когда впервые был во всеуслышание провозглашён процессный подход применительно к управлению организацией? Правильно – в двухтысячном году, при введении в действие ИСО 9001:2000. А что же раньше? Как происходило управление организациями? Неужели без процессного подхода «ни туда и ни сюда»? Ну, если чуть напрячь память, то можно легко понять:
до применения процессного подхода человечество добилось очень многого! Достаточно перечислить такие достижения ушедшего века как пилотируемый космос, атомная энергетика, вычислительная техника. Любой читающий эти строки и сам без труда может добавить к трём перечисленным моментам целый «свой» список достижений. При этом, заметьте, я не собираюсь давать моральную (и любую другую) оценку перечисленным достижениям. Да были Хиросима и Нагасаки. Но ведь и пользу мирного атома невозможно переоценить. Так что, оставив в стороне моральную сторону вопроса, отметим, что достижения человечества на рубеже XX и XXI веков просто огромны! При этом все эти достижения – о, ужас – были сделаны без процессного подхода в управлении организациями.
Деталь вторая.
Термин «процесс» существовал, как не кощунственно это покажется всем качественникам, задолго до стандарта ИСО 9001:2000. А это значит, что в термин «процесс» люди вкладывали вполне определённый смысл, а самому термину были присущи вполне определённые признаки.
Пожалуй, самое время сделать первые, пусть и очень простые, выводы.
Вывод №1. Термин «процесс» использовался задолго до введения в практику стандарта ИСО 9001:2000.
Вывод №2. До появления ИСО 9001:2000 управление деятельностью вели без процессов и процессного подхода, но при этом достигли воистину огромных успехов.
Вывод №3. Необходимо понять и кратко сформулировать в чём заключается суть «простого» управления организацией. Чтобы окончательно не запутаться будем понимать под «простым управлением» управление деятельностью без применения и даже упоминания процессного подхода.
Вывод №4. Необходимо исследовать термин «процесс», выявив все присущие ему свойства.
Вывод №5. Соединив свойства, присущие «процессу», и суть управления деятельностью есть надежда понять, в чём же смысл таких явлений как «процессный подход» и «процесс СМК».
И так: путь намечен. Пора в путь! Если ты, уважаемый читатель, хочешь всерьёз разобраться в вопросах качества – построение СМК, процессный подход и т.п. – то нам с тобой по пути. Вот только не обессудь, если в конце пути встретишь старого знакомого, а не какое-нибудь диковенное чудо. Что то подсказывает мне, что процессный подход – это всего лишь «хорошо забытое старое» в новой одёжке )))
Добавить комментарий